Четверг
2018-11-15
2:57 AM
Календарь
Статистика

Твой Шанс

Слово в моей жизни

Главная » Статьи » Богословие » Антропология

ДОКТРИНА О ЧЕЛОВЕКЕ

ВВЕДЕНИЕ

"Что есть человек?" — спрашивал Давид в своих Псалмах, столетия тому назад. Поразительно, что острота этого вопроса не притупилась и в 20-м столетии, в космический век. Является ли человек только высшим животным? Быть может, он — комбинация химических соединений, реакции которых определяют его жизнь? Или, быть может, он — нечто большее, чем это?

После раскрытия генетического кода и выяснения электрической основы деятельности мозга ответ на вышеприведенный вопрос стал еще труднее. "Кто я"? — этот важный вопрос требует ответа от каждого человека. Этот ответ — знаем мы его или нет — оказывает огромное влияние на наше мышление, нашу деятельность, взгляды, на всю нашу жизнь. Для христианина самое важное — это понимание истины: то, что говорит о человеке Библия, является якорем в море человеческих исканий в этом вопросе.

 

I.                  СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Центральное значение для христианского понимания человеческой природы имеет текст Быт. 1.27, в котором говорится о том, что человек создан по образу Божьему. Священное Писание последовательно учит, что ни природа в целом, ни сам человек не являются плодами игры слепого случая. Человек, в частности, является результатом заботливого, целенаправленного и сознательного замысла Триединого Бога.

Адам, первый человек, был создан по образу Божию. Адам — имя человека, но оно происходит от слова, которое на иврите имеет также значение "человечество". Оно часто таким образом используется в Библии (Ветхий Завет). Бог сказал: "Не хорошо быть человеку одному" и создал женщину с тем, чтобы она была помощницей Адаму (Быт. 2:18,22).

Человек был сотворен по образу Бога. Это проявляется прежде всего в том, что человек явля­ется существом личностным, мыслящим, мораль­ным.

Сущность человеческой природы.
 
Вступление.

На сегодняшний день существуют разные взгляды относительно того с каких аспектов или составляющих складывается человек.  Люди понимаю что существует тело и что кроме тела есть еще дух и душа . Но вот именно в том что человек двусоставен или терхсоставен тут не могут прейти единой точки зрения. Как правило христиане разных конфессий склоняются к трем точкам зрения. Трихотомисты, дихотомисты и монизты.

1.Трихотомисты

Это учение заключается в том что на их взгляд человек состоит из тех составных, а именно духа души и тела. Но при этом они утверждают что есть последовательность и они не просто так сами по себе , а дух выше души ,а дух и душа  выше за тело. Тело принадлежит – человеку, душа –миру, а дух – Богу. Дух и все духовное надо развивать, а плоть и все душевное угнетать. Трихотомисты пытаются провести аналогию между триединством Бога и трехсоставностью человека.

2. Дихотомисты

Суть этого учения заключается в том что дух не является отдельной субстанцией, а просто является другим названием слова душа и эти понятия надо понимать как слова взаимозаменяемые то есть синонимы. Дихотомисты вверят что человек состоит из двух субстанций а именно с материальной ( Тела) и с нематериальной (духа ,души)

3.Монизм

Монизты утверждают что в Библии человек показан не как существо, состоящее из тела, души и духа, а просто как личность. К разным терминам, использующимся для обозначения частей человека, надо относиться по сути как к синонимам то есть слова душа и дух это просто другие названия человека или жизни. Сторонниками этой точки зрения являются адвентисты седьмого дня и организация свидетелей Иеговы. По мнению сторонников монизма, быть человеком значит быть телом или иметь его. Монизты утверждают , что человек не может существовать вне тела. Следовательно, существование после смерти в бестелесном состоянии невозможно .

 

 

Душа  -  "Нефеш” (Словарное определение)

 Душа. В Библии слово "душа" имеет различные значения нефеш - "дышащая", "воздыхающая"; в Синодальном переводе  это слово (так же как и руах - дух) иногда передается как "дыхание" (ср. Иер 15:9; Иов 41:13). Под словом нефеш первоначально подразумевалась сущность человека, поддерживающая в теле жизненный процесс.

Нефеш-Душа Это слово встречается в различных значениях, которые важно отличать друг от друга. Словом душа обозначается физическая жизнь с природными чувствами и побуждениями; так, водные животные называются душою живою(Быт1:20И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной)также сказано, что Ирод искал души Младенца, то есть Его жизни (Мат. 2:20 20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.)В этом значении о душе говорится, что она нуждается в пище и питье (Лук. 12:19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.)

 

Человек рассматривается в Библии как единое целое. Здесь ничего не

говорится о бессмертной душе, запертой в тленное, греховное

тело. Эта идея, которую разделяли многие поколения христиан, была

заимствована из греческой философии.

 

Встречая в Ветхом Завете слово "душа", мы должны понимать, что там оно означает всего человека. Когда псалмопевец говорит: "Благослови, душа моя, Господа",он призывает самого себя всем существом воздать Богу хвалу. В Новом Завете слово "душа" употребляется в сходном смысле и означает "человек". Это слово "оказывает, что человек не просто плоть, - кроме материального тела он обладает сознанием, волей и индивидуальностью. Например, Иисус говорит: "Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне".

Дух — (руах) (Словарное определение)

 Дыхание, дух жизни от Бога у людей и животных.

ДУХ (древнеевр. руах; греч. пневма)

Древнееврейское "руах" может употребляться в значении ''дуновение ветра'' или ''дыхание''. Оно также может означать дарованную кому-то Богом

''власть'' и ''силу'', позволяющую совершать экстраординарные действия. Еще одно значение этого слова - ''воля'' или ''отношение'' человека, особенно когда речь идет о его взаимоотношениях с Богом. Кроме того, это слово применяется для обозначения бесплотных существ, как добрых, так

и злых.

 

 Дух имеет следующие значения:

1. Дух того или иного человека, его сущность, индивидуальность.

2. Дух как самостоятельное бесплотное существо.

3. Сверхъестественное внушение.

 

Тело (Словарное определение)

Тело - это обиталище земной жизни .Под плотью чаще всего подразумевается живая субстанция, живой материал, в то время как  - это чудотворный организм, в котором обитает душа.

 

Анализ слова Душа.

Определение Уэйна Грудема: нематериальное начало человека, синоним понятия "дух”.

Слово Душа Нефеш  -  характеризуется человек в целом (Быть ) .

Это слово применяется не только к человеку но и ко всем живым существам(Быт1:20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо.)

Например выражение:

Быть Душою Живою (Быт 2:7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.)

"и стал человек душею живою " в этом тексте писания ясно написано что  соединение высшего божественного начала (дыхания Божья) с низшем материальным (прахом от земли) дало в результате человека как живую душу, то есть как сознательную личность, одаренную разумом и свободной волей. Результат этих двух этих двух этапов творения – цельный человек материальное и не материальное ( тело и душа) соединились в человеческой личности. Тело – это артерии , мозг мускулы, волосы, а душа проявляет себя различным образом : дух , сердце , воля , совесть.

Каждый человек понимает, что когда человек умирает из него выходит душа и это действительно так (Быт 35:18 И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином.)

Тем не менее мертвое тело тоже называется душей (Числа6:6 Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу, не должен он подходить к мертвому телу)(Числа 9:6 Были люди, которые были нечисты от [прикосновения] к мертвым телам человеческим, и не могли совершить Пасхи в тот день; и пришли они к Моисею и Аарону в тот день, )  в этих текстах слово тело переводится как: душа , жизнь  живое существо, животное, человек, люди, личность. В ветхозаветном понимании душа неотделима от тела.

 

 

В Новом Завете  ”душа” (греч.психе) иногда означает просто человек.

(Деян 2:41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.)(Деян 27:37 Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ.)

Но иногда между душей и телом производится различие.

(Мтф 10:28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.)

Данный текст говорит нам :

Можно убить тело но при этом не убить души . Здесь слово душа означает ту часть личности , которая существует после смерти. Душа может существовать в не тела.

Кроме того когда Иисус говорит о душе и теле Он явно говорит о человеке в целом, не смотря на то что Он не упоминает о духе как об отдельной составляющей.Исходя из этого слово душа означает всю не материальную сущность, в том числе и после смерти.

Душа – это вместилище чувств.

 

Анализ слова Дух.

Дух ( евр. руах. греч. пнеума).

Определение Уэйна Грудема: нематериальное начало человека, синоним понятия "душа”.

Если в некоторых случаях душа – это просто человек, то дух всегда нематериальная часть личности. Нельзя сказать что человек есть дух(Иоан.4:34 Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.), но можно сказать что человек имеет духа.

Человек имеет духов, до того как в него войдет Дух Святой.(2 Кор 2:11 Кто может знать мысли человека, кроме его собственного духа, живущего в нем? Так же и замыслов Бога никто не знает, кроме Духа Божьего. пер.IBS)(Евр 4:12 Ведь Божье слово живет и действует, оно острее, чем заточенный с обеих сторон меч, и проникает в самые глубины нашей сущности, туда, где проходит граница между душой и духом, до суставов и мозга. Оно судит мысли и сердечные побуждения. пер.IBS)(Иаков 2:26 26 Так что, как тело мертво без духа, так и вера без дел мертва. пер.IBS)

Дух - это центр, сердцевина личности.

 

1.     Духом познают мудрость  (Ис 29:24  Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию.)

2.     Размышляют о днях древних :  (Пс 76:6 Размышляю о днях древних, о летах веков минувших;)

3.      Духу может быть свой­ственно смирение : (Мф 5:3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.)

4.     Возмущение:  (Иоанн 13:21 Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.)

5.     Ревность: (Числа 5:14 и найдет на него дух ревности, и будет ревновать жену свою, когда она осквернена, или найдет на него дух ревности, и он будет ревновать жену свою, когда она не осквернена.)

6.     Восторг :(Пс 34:18 Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя,).

7.     Дух может быть поражен скверной: (2Кор 7:1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.) и нуждаться в очищении.

 

Понятия души и духа связаны между собой, и их часто смешивают. Тем не менее, Павел проводит различие между "душевным" и "духовным", под­черкивая главенство духа (1Кор 2:14, 3:1; Еф 1:3, 5:19; Кол 1:9, 3:16). Дух — это не весь человек, а только его нематериальная часть. Согласно учению апостола Павла, дух занимает главное место в ду­ховной жизни верующего.

­Дух согласно Библии он тоже есть вместилищем чувств и желаний.

 

Анализ слова Тело.(Плоть)

Обычно слово плоть означает человеческое тело (Лук 24:39 Посмотрите на Мои руки и на Мои ноги. Это же Я! Потрогайте Меня и посмотрите. У духов ведь не бывает ни тела, ни костей, а у Меня, как видите, есть.)

(1 Кор 15:39 Не все тела одинаковы: у людей не такое тело, как у зверей, у зверей не такое, как у птиц, а у птиц не такое, как у рыб.)

Иногда под словом тело (плоть)  имеют в виду свойство души то есть тело имеет склонность  ко греху и противление к Богу. (Рим 7:18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.)

( 1 Кор 3:3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете?) Это свойство встречается как у не верующих так и у верующих.

Вывод:

Делая анализ сущности человеческой природы , а именно слов :

Тела ,души , и духа я пришел к выводу что в писании много есть приемов которые додают литературный характер.

Например:

(1 Фес 5:23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.)  Этот текст писания не дает повода для окончательного вывода что Апостол Павел имел в виду что человек состоит из духа души и тела. А на самом деле он здесь просто наращивает количество синонимов чтоб придать тексту эмоциональный характер. Как иногда прослеживается в других местах Писания. Например, Иисус говорит ( Мтф 22:37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим.) означает ли это что душа чем то отличается от разума и сердца. Сердце – (определение стронга)физический орган, источник всего в человеке: мыслей, воли, желаний, чувств и страстей,

сердцевина, центр. В Писании оно означает глубочайшие внутренние помыслы и чувства человека . (Быт 6:5;6 И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.)

Или еще пример, (Мрк 12:30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!) если мы здесь будем применять принцип по перечислению составляющих человека и мы здесь добавим дух душа и тело, то получится что человек состоит из шести частей а именно: сердце, дух, душа, разумение, крепость, и тело.  Здесь Иисус просто увеличивает количество близких по значению слов чтобы эмоционально выделить главную мысль что нам следует любить Бога всем нашим естеством.

Исходя из этого становится ясно что слово душа и слово дух это просто одно и тоже.

 

Есть главная разница. если душа может используется для описания человека в целом – то Дух только в значении не материальной сущности или вместилищем чувств и желаний.

Писание нам ясно говорит про то что человек состоит как из материальной так и с нематериальной составляющей из тела , души/духа . Так как наше тело состоит и разных членов так можно и допустить что нематериальная наша сущность многогранна. Но при нашей двух составляющей (материальной и не материальной) важно понимать что мы являемся одним целым. Душа и тело это разные субстанции которые взаимодействуют хотя способ их  взаимодействия остается для нас тайной. Но при этом мы должны понимать что они есть. 

Категория: Антропология | Добавил: dimon-1 (2011-04-09)
Просмотров: 2787 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: