ВВЕДЕНИЕ
"Что есть человек?" — спрашивал Давид в своих
Псалмах, столетия тому назад. Поразительно, что острота этого вопроса не
притупилась и в 20-м столетии, в космический век. Является ли человек только
высшим животным? Быть может, он — комбинация химических соединений, реакции
которых определяют его жизнь? Или, быть может, он — нечто большее, чем это?
После раскрытия
генетического кода и выяснения электрической основы деятельности мозга ответ на
вышеприведенный вопрос стал еще труднее. "Кто я"? — этот важный
вопрос требует ответа от каждого человека. Этот ответ — знаем мы его или нет —
оказывает огромное влияние на наше мышление, нашу деятельность, взгляды, на всю
нашу жизнь. Для христианина самое важное — это понимание истины: то, что
говорит о человеке Библия, является якорем в море человеческих исканий в этом
вопросе.
I.
СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Центральное значение для христианского понимания
человеческой природы имеет текст Быт. 1.27, в котором говорится о том, что
человек создан по образу Божьему. Священное Писание последовательно учит, что
ни природа в целом, ни сам человек не являются плодами игры слепого случая.
Человек, в частности, является результатом заботливого, целенаправленного и
сознательного замысла Триединого Бога.
Адам, первый человек, был создан по
образу Божию. Адам — имя человека, но оно происходит от слова, которое на
иврите имеет также значение "человечество". Оно часто таким образом
используется в Библии (Ветхий Завет). Бог сказал: "Не хорошо быть человеку
одному" и создал женщину с тем, чтобы она была помощницей Адаму (Быт.
2:18,22).
Человек был сотворен по образу Бога. Это
проявляется прежде всего в том, что человек является существом личностным,
мыслящим, моральным.
Сущность человеческой
природы. Вступление.
На сегодняшний день существуют разные взгляды относительно
того с каких аспектов или составляющих складывается человек. Люди понимаю что существует тело и что кроме
тела есть еще дух и душа . Но вот именно в том что человек двусоставен или
терхсоставен тут не могут прейти единой точки зрения. Как правило христиане
разных конфессий склоняются к трем точкам зрения. Трихотомисты, дихотомисты и
монизты.
1.Трихотомисты
Это учение заключается в том что на их взгляд человек состоит
из тех составных, а именно духа души и тела. Но при этом они утверждают что
есть последовательность и они не просто так сами по себе , а дух выше души ,а
дух и душа выше за тело. Тело
принадлежит – человеку, душа –миру, а дух – Богу. Дух и все духовное надо
развивать, а плоть и все душевное угнетать. Трихотомисты пытаются провести
аналогию между триединством Бога и трехсоставностью человека.
2. Дихотомисты
Суть этого учения заключается в том что дух не является отдельной субстанцией, а просто является другим
названием слова душа и эти понятия
надо понимать как слова взаимозаменяемые то есть синонимы. Дихотомисты вверят
что человек состоит из двух субстанций а именно с материальной ( Тела) и с
нематериальной (духа ,души)
3.Монизм
Монизты утверждают что в Библии человек показан не как
существо, состоящее из тела, души и духа, а просто как личность. К разным
терминам, использующимся для обозначения частей человека, надо относиться по
сути как к синонимам то есть слова душа и дух это просто другие названия
человека или жизни. Сторонниками этой точки зрения являются адвентисты седьмого
дня и организация свидетелей Иеговы. По мнению сторонников монизма, быть человеком
значит быть телом или иметь его. Монизты утверждают , что человек не может
существовать вне тела. Следовательно, существование после смерти в бестелесном
состоянии невозможно .
Душа - "Нефеш” (Словарное определение)
Душа. В Библии слово
"душа" имеет различные значения нефеш - "дышащая",
"воздыхающая"; в Синодальном переводе это слово (так же как и руах - дух) иногда
передается как "дыхание" (ср. Иер 15:9; Иов 41:13). Под словом нефеш
первоначально подразумевалась сущность человека, поддерживающая в теле
жизненный процесс.
Нефеш-Душа Это слово встречается в различных
значениях, которые важно отличать друг от друга. Словом душа обозначается
физическая жизнь с природными чувствами и побуждениями; так, водные животные называются
душою живою(Быт1:20И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую;
и птицы да полетят над землею, по тверди небесной)также сказано, что Ирод искал
души Младенца, то есть Его жизни (Мат.
2:20 20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву,
ибо умерли искавшие души Младенца.)В этом значении о душе говорится, что
она нуждается в пище и питье (Лук. 12:19
и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь,
пей, веселись.)
Человек рассматривается в Библии как
единое целое. Здесь ничего не
говорится о бессмертной душе, запертой в
тленное, греховное
тело. Эта идея, которую разделяли многие
поколения христиан, была
заимствована из греческой философии.
Встречая в Ветхом Завете слово
"душа", мы должны понимать, что там оно означает всего человека. Когда
псалмопевец говорит: "Благослови, душа моя, Господа",он призывает
самого себя всем существом воздать Богу хвалу. В Новом Завете слово
"душа" употребляется в сходном смысле и означает "человек".
Это слово "оказывает, что человек не просто плоть, - кроме материального
тела он обладает сознанием, волей и индивидуальностью. Например, Иисус говорит:
"Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более
того, кто может и душу и тело погубить в геенне".
Дух —
(руах) (Словарное определение)
Дыхание, дух жизни от Бога у людей и животных.
ДУХ
(древнеевр. руах; греч. пневма)
Древнееврейское
"руах" может употребляться в значении ''дуновение ветра'' или
''дыхание''. Оно также может означать дарованную кому-то Богом
''власть''
и ''силу'', позволяющую совершать экстраординарные действия. Еще одно значение
этого слова - ''воля'' или ''отношение'' человека, особенно когда речь идет о
его взаимоотношениях с Богом. Кроме того, это слово применяется для обозначения
бесплотных существ, как добрых, так
и
злых.
Дух имеет следующие значения:
1.
Дух того или иного человека, его сущность, индивидуальность.
2.
Дух как самостоятельное бесплотное существо.
3.
Сверхъестественное внушение.
Тело (Словарное определение)
Тело - это обиталище земной жизни .Под плотью чаще
всего подразумевается живая субстанция, живой материал, в то время как - это чудотворный организм, в котором обитает
душа.
Анализ слова Душа.
Определение Уэйна Грудема: нематериальное начало человека, синоним
понятия "дух”.
Слово Душа Нефеш
- характеризуется человек
в целом (Быть ) .
Это слово применяется не только
к человеку но и ко всем живым существам(Быт1:20
И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят
над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу
животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу
пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо.)
Например выражение:
Быть Душою Живою (Быт 2:7 И создал Господь Бог человека из
праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.)
"и стал человек душею живою " в
этом тексте писания ясно написано что соединение
высшего божественного начала (дыхания Божья) с низшем материальным (прахом от
земли) дало в результате человека как живую
душу, то есть как сознательную личность, одаренную разумом и свободной
волей. Результат этих двух этих двух этапов творения –
цельный человек материальное и не материальное ( тело и душа) соединились в
человеческой личности. Тело – это артерии , мозг мускулы, волосы, а душа
проявляет себя различным образом : дух , сердце , воля , совесть.
Каждый человек понимает, что когда человек
умирает из него выходит душа и это действительно так (Быт 35:18 И
когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но
отец его назвал его Вениамином.)
Тем не менее мертвое тело тоже
называется душей (Числа6:6 Во все дни, на которые он посвятил себя в
назореи Господу, не должен он подходить к мертвому телу)(Числа 9:6 Были
люди, которые были нечисты от [прикосновения] к мертвым телам человеческим, и
не могли совершить Пасхи в тот день; и пришли они к Моисею и Аарону в тот день,
) в этих текстах слово тело
переводится как: душа , жизнь живое существо, животное, человек, люди,
личность. В ветхозаветном понимании душа неотделима от тела.
В Новом Завете ”душа” (греч.психе) иногда означает просто
человек.
(Деян 2:41 Итак охотно принявшие
слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.)(Деян 27:37 Было же всех нас на
корабле двести семьдесят шесть душ.)
Но иногда между душей и телом
производится различие.
(Мтф 10:28 И не бойтесь убивающих
тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело
погубить в геенне.)
Данный текст говорит нам :
Можно убить тело но при этом не убить души . Здесь слово душа означает
ту часть личности , которая существует после смерти. Душа может существовать в
не тела.
Кроме того когда Иисус говорит о душе
и теле Он явно говорит о человеке в целом, не смотря на то что Он не
упоминает о духе как об отдельной составляющей.Исходя из этого слово душа
означает всю не материальную сущность, в том числе и после смерти.
Душа – это вместилище чувств.
Анализ слова Дух.
Дух ( евр. руах. греч. пнеума).
Определение Уэйна Грудема: нематериальное начало человека, синоним
понятия "душа”.
Если в некоторых случаях душа – это просто человек, то дух всегда
нематериальная часть личности. Нельзя сказать что человек есть дух(Иоан.4:34 Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе
и истине.), но можно сказать что человек имеет духа.
Человек имеет духов, до того как в него войдет Дух Святой.(2 Кор 2:11 Кто может знать мысли человека,
кроме его собственного духа,
живущего в нем? Так же и замыслов Бога никто не знает, кроме Духа Божьего. пер.IBS)(Евр
4:12 Ведь Божье слово живет и
действует, оно острее, чем заточенный с обеих сторон меч, и проникает в самые
глубины нашей сущности, туда, где проходит граница между душой и духом, до суставов и мозга. Оно судит мысли и сердечные
побуждения. пер.IBS)(Иаков 2:26 26 Так что, как тело мертво без духа, так и вера без дел мертва. пер.IBS)
Дух - это центр, сердцевина личности.
1.
Духом
познают мудрость : (Ис
29:24 Тогда блуждающие духом
познают мудрость, и непокорные
научатся послушанию.)
2.
Размышляют
о днях древних : (Пс 76:6 Размышляю о днях древних, о летах веков минувших;)
3.
Духу может быть свойственно смирение : (Мф 5:3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.)
4.
Возмущение:
(Иоанн
13:21 Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один
из вас предаст Меня.)
5.
Ревность:
(Числа 5:14 и найдет на него дух
ревности, и будет ревновать жену свою, когда она осквернена, или найдет на него
дух ревности, и он будет
ревновать жену свою, когда она не осквернена.)
6.
Восторг
:(Пс 34:18 Я прославлю Тебя в
собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя,).
7.
Дух
может быть поражен скверной:
(2Кор 7:1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой
скверны плоти и духа, совершая
святыню в страхе Божием.) и нуждаться в очищении.
Понятия души и духа связаны между собой, и их часто
смешивают. Тем не менее, Павел проводит различие между "душевным" и
"духовным", подчеркивая главенство духа (1Кор 2:14, 3:1; Еф 1:3,
5:19; Кол 1:9, 3:16). Дух — это не весь человек, а только его нематериальная
часть. Согласно учению апостола Павла, дух занимает главное место в духовной
жизни верующего.
Дух согласно Библии он тоже
есть вместилищем чувств и желаний.
Анализ слова Тело.(Плоть)
Обычно слово плоть означает
человеческое тело (Лук 24:39 Посмотрите
на Мои руки и на Мои ноги. Это же Я! Потрогайте Меня и посмотрите. У духов ведь
не бывает ни тела, ни костей, а у Меня, как видите, есть.)
(1 Кор 15:39 Не все тела одинаковы: у людей не такое тело, как у
зверей, у зверей не такое, как у птиц, а у птиц не такое, как у рыб.)
Иногда под словом тело
(плоть) имеют в виду свойство души то
есть тело имеет склонность ко греху и
противление к Богу. (Рим 7:18 Ибо знаю,
что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра
есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.)
( 1 Кор 3:3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть,
споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю]
поступаете?) Это свойство
встречается как у не верующих так и у верующих.
Вывод:
Делая анализ сущности
человеческой природы , а именно слов :
Тела ,души , и духа я пришел к
выводу что в писании много есть приемов которые додают литературный характер.
Например:
(1 Фес 5:23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и
душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа
нашего Иисуса Христа.) Этот текст писания не дает повода для
окончательного вывода что Апостол Павел имел в виду что человек состоит из духа
души и тела. А на самом деле он здесь просто наращивает количество синонимов
чтоб придать тексту эмоциональный характер. Как иногда
прослеживается в других местах Писания. Например, Иисус говорит ( Мтф 22:37 Иисус сказал ему: возлюби
Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением
твоим.) означает ли это что душа чем то отличается от разума и сердца.
Сердце – (определение стронга)физический орган, источник всего в человеке: мыслей,
воли, желаний, чувств и страстей,
сердцевина, центр. В Писании
оно означает глубочайшие внутренние помыслы и чувства человека . (Быт 6:5;6 И увидел Господь, что велико
развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло
во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и
восскорбел в сердце Своем.)
Или еще пример, (Мрк 12:30 и возлюби Господа Бога твоего
всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею
крепостию твоею, - вот первая заповедь!) если мы здесь будем применять
принцип по перечислению составляющих человека и мы здесь добавим дух душа и
тело, то получится что человек состоит из шести частей а именно: сердце,
дух, душа, разумение, крепость, и тело. Здесь Иисус просто увеличивает количество
близких по значению слов чтобы эмоционально выделить главную мысль что нам
следует любить Бога всем нашим естеством.
Исходя из этого становится
ясно что слово душа и слово дух это просто одно и тоже.
Есть
главная разница. если душа может используется для
описания человека в целом – то Дух только в значении не материальной сущности
или вместилищем чувств и желаний.
Писание нам ясно говорит про то что человек состоит как из материальной
так и с нематериальной составляющей из тела , души/духа . Так как наше тело
состоит и разных членов так можно и допустить что нематериальная наша сущность
многогранна. Но при нашей двух составляющей (материальной и не материальной) важно
понимать что мы являемся одним целым. Душа и тело это разные субстанции которые
взаимодействуют хотя способ их
взаимодействия остается для нас тайной. Но при этом мы должны понимать
что они есть.
|