ВВЕДЕНИЕ
Учение о Личности Христа –
основа всего христианского вероучения. Поскольку христиане по определению –
верующие во Христа и Его последователи, наше понимание Христа должно занимать
центральное место и определять саму сущность нашей веры. Что человек думает о
Христе? Этот вопрос настолько важен для человека, так как от ответа на этот
вопрос зависит его будущее. Это в первую очередь относится к учению о спасении;
если наш Господь не есть Тот, Кем Он себя называл, если Его свидетельство о
Самом Себе неверно, то и Его смерть не может быть искуплением наших грехов.
Наверное ни один из вопросов христианского богословия, не вызывал столько споров,
разногласий и разделений, как вопрос о Личности Иисуса Христа. Христианство,
как религиозное учение, имеет глубочайшую связь с Личностью Христа. Буддизм и
магометанство, если их рассматривать в отрыве от личностей основателей религий, они практически ничего не теряют. Но если от
христианства отделить личность Иисуса Христа, то вся сила и сущность его
исчезнет. От начала и до конца, во всем многообразии проявления христианской
жизни, основой и краеугольным камнем великого здания христианства является
чудесный образ Иисуса Христа и Его учение. Всегда существовал соблазн, пойти за
учением или толкованием какого-то человека, а не за Христом. Основанием для
нашего познания Христа, может быть только Библия, важно предоставить
возможность Священному Писанию самому отвечать на вопросы, которые нас волнуют.
Все что мы знаем о Христе, нам известно из Библии и поэтому нам необходимо
согласиться с тем, что говорит Писание, и не искать рациональных объяснений
тому, что нам не вполне понятно.
I.
БОЖЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ ИИСУСА ХРИСТА
Если Иисус Христос – Бог, Он должен
обладать всеми качествами, которые присущи Богу. Многие охотно признают Иисуса
Христа человеком или выдающимся человеком, исторической личностью, но когда
дело доходит до признания Иисуса Христа – Богом, появляется много сомнений.
Вероятно потому, что признание Иисуса Христа – Богом, требует от человека
принятия особых решений. Признать Иисуса Христа Богом – означает покориться его
Авторитету и Слову, а это как раз многим и нежелательно. Если мы признаем Священное
Писание как авторитет, как руководство для нашей жизни – мы должны
прислушаться, что Оно говорит нам об Иисусе Христе. Отрицать божественность
Христа – значит лишить человечество Спасителя.
1. В
Священном Писании Иисус Христос назван Богом: Иоан. 1:1; Евр. 1:8; Иоан.
20:28; Деян. 20:28; 1Иоан. 5:20; Рим. 9:5; 1Тим. 3:16; Титу 2:13.
2. Ему
даны Божественные имена:
·
Первый и последний. Откр. 1:17;
·
Альфа и Омега. Откр. 22:13;
·
Святой. Мрк. 1:24;
·
Господь, Господь славы. Лук. 2:11;
·
Царь славы. Деян. 9:17;
·
Бог крепкий и Отец вечности. Ис. 9:16;
·
Сын Божий. Иоан. 3:16.
·
Греческое имя Христос, еврейское Мессия
(помазанник)
3. Он имеет
Божественные атрибуты:
·
вечность Иоанн 1:1; 8:58 (Он был прежде Авраама);
Иоан. 17:5; Филип. 2:6; Колос. 1:16-17.
·
неизменность Евр. 13:8.
·
всеведение Кол. 2-9-13; Иоан. 4:29;
Иоан. 2:24-25; Лук. 5:22; Иоан. 6:64.
·
всемогущество Евр. 1:3.
*
над болезнью - Лук. 4:39-40;
*
над стихией - Мтф. 8:26-27;
*
над смертью - Мтф. 7:14-15;
*
над бесами - Мтф. 8:16.
·
вездесущность Еф. 1:22-23.
4. Он
принимал поклонение, осознавал себя как Бог, делал то, что имеет право делать
только Бог:
·
Иисус говорил, что пошлет "Ангелов
Своих" (Мтф.13:41)
·
Иисус заявляет "...прощаются грехи
твои" (Мрк.2:5)
·
Он говорит о суде над миром. (Мтф.25:31-46)
·
Говорит
о Себе "Сын Человеческий есть господин и субботы".
(Мрк.2:27-28)
·
Заявляет, что Он существовал до Авраама
(Ин.8:59)
·
Иисус заявляет, что Он обладает властью давать
жизнь. (Ин.5:21)
II.
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИИСУСА ХРИСТА
Если Иисус Христос – человек, Ему должны быть присущи все качества,
которые присущи человеку. Вокруг человечности Иисуса Христа также было немало
споров. Человек Иисус Христос выходит за рамки понимания человека. Вероятно
одна из причин этому – Его рождение. Рождение Иисуса Христа на страницах
Священного Писания представлено как "великая благочестия тайна: Бог явился
во плоти". (1Тим.3:16) При внимательном исследовании прочеств об Иисусе
Христе, а так же служения совершенного Иисусом Христом, убеждаешься, что Миссия
должен был быть и Человеком и Богом. И в этом мы видим непостижимую мудрость
Божью, Его величие и Святость. Христос, Спаситель, Искупитель должен был быть
Человеком.
1. В
Священном Писании Иисус Христос назван человеком: Филип. 2:7; Мрк. 14:71;
15:39; Иоан. 5:12; 7:46; 9:11, 16;
10:33; 19:5; 1Тим.2:5; Мтф.26:72; Лук. 23:14.
2. Воплощение:
Иоан. 1:14; Филип. 2:7; 1Тим. 3:16.
Воплощение - это добровольное принятие Богом
человеческого обличья
3. Ему даны
человеческие имена:
·
Иисус. Мтф. 1:21; Лук. 1:31;
·
Иисус Назорей. Мрк. 10:47; Деян. 2:22;
·
Сын Давидов. Лук. 18:38; Мтф. 21:9;
·
Сын Человеческий. Лук. 12:8; 19:10; Это имя в Писании встречается около 80 раз.
4. Человечность
Иисуса Христа:
·
Рождение. Лук. 2:7; Гал. 4:4;
·
Возрастал как и все люди. Лук. 2:40;
·
Задавал вопросы. Лук. 2:46;
·
Преуспевал в премудрости и в возрасте.
Лук. 2:52;
·
Он имел внешность обычного человека.
Иоан. 4:9;
·
Он имел чувства и инстинкты как и все люди.
Иоан. 4:6; Мтф. 8:24.
*
Он ощущал голод. Мтф. 4:2;
*
Он жаждал. Иоан. 19:28;
*
Он уставал. Иоан. 4:6;
*
Он спал. Мтф. 8:24;
*
Он любил. Мрк. 10:42;
*
Он проявлял милость. Мтф. 9:36;
*
Он гневался. Мрк. 3:5;
*
Он плакал. Иоан. 11:35;
*
Он молился. Мтф. 14:23;
*
Он нуждался в участии друзей. Мтф. 26:38.
Став человеком Иисус
Христос подчинился всем человеческим законам включая и смерть!
5. Безгрешность
Иисуса Христа: Отличие Иисуса Христа от остальных людей – это то, что Он не
имел греха. Заявляя, что Иисус Христос человек – это не означает что Он
грешник, как и прочие. Ниже перечислены некоторые свидетельства безгрешности
Иисуса Христа.
·
Свидетельство самого Иисуса Христа:
"Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не
верите Мне?" (Иоан.8:46)
·
Понтий Пилат: "я никакой вины
не нахожу в Нем" (Иоан.18:38)
·
Разбойник на кресте: "Он ничего
худого не сделал" (Лук.23:41)
·
Иуда Искариот: "согрешил я,
предав кровь невинную" (Матф.27:4)
·
Римский сотник: "истинно
человек этот был праведник" (Лук.23:47)
·
Петр: "Он не сделал никакого
греха, и не было лести в устах Его" (1Пет.2:22)
·
Иоанн: "Он явился для того,
чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха" (1Иоан.3:5)
·
Павел; "не знавшего греха Он
сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред
Богом" (2Кор.5:21)
·
Автор послания к Евреям: "Ибо
мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах
наших, но Который, подобно нам, искушен
во всем, кроме греха" (Евр.4:15)
III.
ДВЕ ПРИРОДЫ ИИСУСА ХРИСТА
Слово "воплощение" является богословским понятием
и не встречается в Библии; однако оно точно соответствует тому, что апостол
Иоанн сформулировал как "Слово стало плотью". (Ин.1:14) Воплощением
божественная сущность соединилась с человеческой в лице Иисуса Христа. Он
является истинным Богом (Иоан. 1:1;
Евр. 1:8; Иоан. 20:28; Деян. 20:28; 1Иоан. 5:20; Рим. 9:5; 1Тим. 3:16; Титу
2:13). И истинным человеком (Филип.
2:7; Мрк. 14:71; 15:39; Иоан. 5:12; 7:46; 9:11, 16; 10:33; 19:5; 1Тим.2:5;
Мтф.26:72; Лук. 23:14). Поэтому увидевший Его – увидел Бога. (Иоан.14:9;
10:30,33)
IV.
СЛУЖЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА
1.
Пророчества
об Иисусе Христе.
В Ветхом
Завете содержится более трехсот пророчеств о Мессии, исполнившихся в Иисусе
Христе. Ниже представлены лишь некоторые свидетельства Ветхозаветных пророков о
грядущем Миссии.
Ветхий Завет
пророчество
|
Содержание пророчества
|
Новый Завет
исполнение
|
Быт.3:15
|
Семя
жены
|
Гал.4:4
|
Быт.12:3
|
Семя
Авраама
|
Мтф.1:1
|
Мих.5:2
|
Рождение
в Вифлееме
|
Лук.2:4,5,7
|
Дан.9:25
|
Время
рождения Христа
|
Лук.2:1
|
Ис.7:14
|
Рождение
от Девы
|
Лук.1:26
|
Ис.53:3
|
Евреи
не приняли
|
Иоан.1:11
|
Ис.53:5
|
Страдание
за наши грехи
|
Рим.5:6
|
Пс.15:10
|
Воскресение
|
Мрк.16:6-7
|
Пс.67:19
|
Вознесение
|
Мрк.16:19
|
2.
Служение
Иисуса Христа
Чтобы
лучше понять то служение, которое уникальная природа Иисуса Христа позволила
Ему совершить для нас, нам необходимо было внимательно изучить Его Личность,
Божественность, Человечность, а также единство в одной Личности Божественной и
человеческой природы. Исторически сложилось так, что служение Иисуса Христа
рассматривают в категориях трех видов служения: Пророк, Первосвященник, Царь.
Еврейское слово "Мессия" синоним греческого слова "Христос"
означает "помазанник". В
Ветхом Завете мы находим, что на служение помазывались Пророк, Первосвященник,
Царь (Исх.30:30; 1Цар.10:1; 15:1;3Цар.19:15,16; Ис.61:1). Рассмотрим в чем же
заключалось каждое служение Иисуса Христа.
Пророк.
Грядущего Мессию-Пророка предвещал Моисей "Пророка из среды тебя,
из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его
слушайте" (Втор.18:15). Несмотря на то, что в Израиле было множество
пророков, Бог через Моисея говорит об одном "Пророка". Служение
пророка заключалось в том, чтобы передавать, открывать Волю Божию людям.
Пророческое служение занимало важное место в жизни Иисуса Христа. Он не только
передавал воля Бога человечеству в проповедях, Он сделал гораздо больше – Он
явил Бога нам - "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в
недре Отчем, Он явил." (Иоан.1:18). Иисус Христос сам осознавал себя как
пророк (Матф.13:57; Лук.4:24; Ин.4:44), народ так же признавал в Нем пророка
(Мтф.21:11,46). Иисус подробным образом предсказал Свою смерть, Воскресение
(Мтф.20:19), предательство одного из учеников (Мтф.26:21) и эти пророчества исполнились в точности.
Новый Завет содержит пророчества о последнем времени которые мы видим так же
исполняются (Мтф.24 гл., Лук.21 гл.)
Первосвященник.
Пророк обращается от имени Бога к людям, Первосвященник обращается от имени
людей к Богу и ходатайствует за них перед Богом. Служение
Мессии-Первосвященника предсказано (Зах.6:13) и занимает важное место в
Священном Писании. Теме – Иисус Христос Первосвященник посвящено послание к
Евреям. Служение первосвященника это служение примирения и об этом мы поговорим
в одном из следующих уроков. Служение первосвященника – это так же служение
ходатая, и это служение Иисуса Христа началось в земной жизни (Иоан.17гл.,
Лук.22:31-32) и не прекратилось в вечности (Евр:7:25,26; 9:24).
Царь.
Слово "царь" предполагает исключительные полномочия. Царь
обладает как законодательной, так и исполнительной властью. Миссия-Царь так же
был предсказан пророками (Ис.9:7; "Цар.7:12-16). Марии Ангел возвещает:
"Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог
престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и
Царству Его не будет конца". (Лук.1:32,33). Иисус Христос Больше чем царь
который правит ограниченной территорией и людьми которые являются гражданами на
этой территории. Его царству нет границ, Ему подчинено все – небо и земля,
Ангелы и законы природы. И это царство не только будущего, но и настоящего
(Филип.2 гл.). Приближается время, когда Царство Иисуса Христа будет полным,
все подчинится Его владычеству (Евр.1:8).
ОСНОВНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ
Иисус Христос – Бог: Иоан.1:1; Евр.1:8; Иоан.20:28;
Деян.20:28; 1Иоан.5:20; Рим.9:5; 1Тим.3:16; Тит.2:13.
Иисус Христос – человек: Филип.2:7; Мрк.14:71; 15:39; Иоан.5:12;
7:46; 9:11, 16; 10:33; 19:5; 1Тим.2:5; Мтф.26:72; Лук.23:14.
|