Понедельник
2024-05-06
4:30 PM
Календарь
Статистика

Твой Шанс

Слово в моей жизни

Главная » Статьи » Богословие » Пневматология

ДОКТРИНА О ДУХЕ СВЯТОМ Часть-2

 

I.                   ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ ДУХОМ СВЯТЫМ

О печати Святого Духа говорят три новозаветных отрывка: В первом сказано, что Бог "запечатлел нас и дал залог Духа" (2 Кор 1:21-22); во втором добавлено, что мы были запечатлены Духом ког­да уверовали (Еф 1:13-14); наконец, в третьем тексте сказано, что мы за­печатлены Духом до дня искупления (Еф 4:30) .

В Ветхом Завете печать Святого Духа не упоминается. Бог запе­чатлевает верующих Духом Святым только со дня Пятидесятницы.

Запечатлены все верующие во Христа, и только они: в этом аспекте запечатление Духом подобно вселению Духа Святого. Если бы не все ве­рующие были запечатлены по причине их духовных проблем, то наверня­ка такие нашлись бы и в коринфской общине; однако Павел не делает ис­ключения ни для кого (2 Кор 1:22). Запечатлены все верующие. Это под­тверждает и призыв апостола: "...не оскорбляйте Святого Духа Божия. Ко­торым вы запечатлены..." (Еф 4:30); Павел обращается ко всем без исклю­чения членам поместной церкви, а не к той части, которая запечатлена.

Подобно вселению Духа. запечатление также происходит в момент об­ращения. "...Запечатлел нас и дал залог Духа..." (2 Кор 1:22) - говорит Павел; а дар (или залог) Духа мы получаем в момент уверования (см. Деян 2:38).

Мы запечатлены до дня искупления (Еф 4:30). День искупления — это тот день. когда завершится наше искупление и мы обретем воскресшие тела (ср. Рим 8:23). Печать Духа Святого — это гарантия исполнения обе­тования, которое дает нам Бог. Эта печать не будет снята, пока Его обе­щание не исполнится.

Печать - это знак владения и знак власти; печатью скрепляется обеща­ние. договор. Тот. кто запечатлен, может быть уверен в том: (а) что он принадлежит Богу: (б) что его спасение гарантировано Духом и в Духе; (в) что Бог не оставит его вплоть до дня полного искупления.

Заказное письмо - хорошая иллюстрация, которая поможет нам лучше понять смысл печати Духа Святого. Это письмо запечатано, и вскрыть его имеют право только двое - отправитель или адресат. Мы можем сравнить верующего с письмом, которое отправитель послал на свой собственный адрес; у нас один Отправитель и Адресат — Бог. и Он же запечатал нас Духом Святым. Только Бог может вскрыть печать; а Он обещает не делать этого вплоть до дня искупления.

Печать связана с "залогом Духа" (см. 2 Кор 1:22 и в Еф 1:14), и это ес­тественно. Бог обещал нам новую жизнь и скрепил Свое обещание пе­чатью. Дух живет в нас; это — залог будущего. Сравним это с обычным денежным залогом: когда одна из сторон получает от другой залог, эти деньги служат гарантией того, что другая сторона выполнит свои обяза­тельства. Подобным образом и дар Духа служит гарантией того. что Бог, Который дал нам этот залог, не нарушит Своих обещаний.

II.               ДАРЫ ДУХА СВЯТОГО

Рассматривать эту тему следует сосредоточив свое внимание на служении Духа Святого в Церкви. Дух Святой наделяет Церковь Своими дарами. Каждый член имеет в теле свое место, так что может осуществлять определенную ему функцию. В Теле Христовом Дух Святой дарует для этой цели каждому члену особый дар (1 Кор. 12,11). Это благодаря работе Духа Святого Церковь в состоянии осуществлять свою деятельность и служить живому Богу. Согласно другим текстам (Еф. 4,11-12), к дарам, данным Церкви, относятся также и сами люди, которых Дух Святой уполномочил для служения: "Христос поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова". Дары Духа Святого – это особые способности, данные верующим с целью устроения Тела Христова.

Важно обратить внимание на те замечания, которые Павел делает в отношении природы этих даров и того, как ими следует пользо­ваться. Замечания эти мы находим в 1 Кор. 12 и 14.

1.        Дарами наделяется тело Христово (церковь). Они предназначены для назидания всего тела, а не для удовольствия или внутреннего обога­щения отдельных членов церкви, которые этими дарами владеют (1 Кор. 12:7; 14:5, 12).

2.        Каждый верующий имеет какой-то дар (1 Кор. 12:6-7; 27).

3.        Ни один человек не обладает всеми дарами (1 Кор. 12:14-21), и ни одним даром не наделены все люди (1 Кор. 12:28-30). Поэтому члены церкви нуждаются друг в друге.

4.        Хотя и не все дары выглядят одинаково яркими и эффектными, все они важны (1 Кор. 12:22-26).

5.        Святой Дух наделяет различными дарами тех, кого Ему угодно, и так, как Ему угодно (1 Кор. 12:11).

 

Римлянам 12:6-8

1 Коринфянам 12:4-11

Ефесянам4:11  1

Петра 4:11

Пророчество

Мудрость

Апостолы

Умение говорить

Служение

Знание

Пророки

Служение

Учение

Вера

Благовестники

 

Увещевание

Исцеления

Пастыри

 

Руководство

Чудотворение

Учителя

 

Благотворение

Пророчество

 

 

Даяние

Различение духов

 

 

 

Разные языки

 

 

 

Истолкования

 

 

 

Описание Даров Духа

А. Апостольство (1 Кор 12:28; Еф 4:11)

Вообще говоря, "апостол" означает "посланник" (см. употребление этого слова в Флп. 2:25); но в более узком смысле слово "апостол" применимо только к двенадцати и еще к очень немногим, таким как Павел и Варнава (см. Деян 14:14). Это — дар эпохи основания Церкви; он подтверждается знамениями (см. 2 Кор 12:12; Еф 2:20). В наши дни Бог не дает верующим этот дар.

Б. Пророчество (см. Рим 12:6; 1 Кор 12:10, 14:1 40; Еф 4:11)

Этот дар не только наделяет способностью предсказывать будущее, но и, согласно 1 Кор. 14,3-4, способностью назидать, увещевать и утешать. Фактически, в Новом Завете, за исключением библейских текстов и слов Иисуса, мы видим очень мало примеров предсказаний будущего. Самое большое впечатление производит случай с Агавом, который предвозвестил великий голод при кесаре Клавдии, и с Павлом, который предсказал, что его ожидает в Иерусалиме (Д. Ап. 11,27-28 и 21,10-11). По-видимому, дар пророчества в первоапостольской церкви состоял преимущественно в передаче вдохновенной евангельской вести или откровения, с целью назидания и поучения церкви в ходе обычных собраний (1 Кор. 14:3-4, 24,29-33). Так как человек свои собственные мысли легко мог принять за Божественное вдохновение, каждое пророчество, как правило, необходимо было обсудить с другими пророками и испытать (ст. 29 и 32). Нетрудно понять, почему этот дар играл такую роль среди первых христиан и почему Павел призывает прежде всего ревновать об этом даре (ст. 1). У них еще не было Нового Завета, и не всегда среди них был апостол, который мог верно наставить их. Задача пророков состояла в том, чтобы назидать верующих посредством достоверных откровений евангельских истин. Однако с того времени, как Библия завершена и нам раз и навсегда даровано Божественное откровение, дар пророчества уже не является таким необходимым, как это было в на чале христианской эры. Часто этот дар сливается с даром наставления или проповеди, основанной на Слове Божьем.

Краткая иллюстрация служения новозаветного пророка приведена в Деян.Ап. Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их. (Деяния 15:32)

В. "Силы чудодейственные" (1 Кор 12:28) и "дары исцеления" (1 Кор 12:9, 12:28, 12:30)

Это способность творить знамения и чудеса, в частности, исцелять не­излечимые болезни. Этот дар был у Павла (см. Деян 19:11-12). Обратите внимание: Павел не всегда мог исцелить больного (см. Флп. 2:27: 1 Тим 5:23: 2 Тим 4:20). С точки зрения богословия исцеление следует считать частным случаем проявления чудодейственных сил. Например, когда Па­вел временно ослепил Елиму волхва (см. Деян 13:11), то это, безусловно, было чудом, но не исцелением. Иногда Бог совершает чудо непосред­ственно, независимо от чьего-либо духовного дара (см., напр., Деян 4:30).

Поэтому те, кто считает, что дары чудотворения и исцеления были даны лишь на время первоначальной проповеди Евангелия, вовсе не утвержда­ют, что Бог не творит чудес и исцелений в наши дни: они утверждают лишь, что в наше время эти дары не раздаются Духом, поскольку нет больше необходимости удостоверять Благую Весть знамениями и исцеле­ниями.

Не следует ожидать, что Бог непременно исцелит всякого верующего. Бог не всем дает хорошее здоровье. Господь отказал Павлу в исцелении (см. 2 Кор 12:7-9), хотя Павел молился искренне и сам обладал даром ис­целения. Если бы Бог исцелял каждого верующего, то почти никто из ве­рующих не умирал бы (между тем большинство людей, как верующих, так и неверующих, умирают именно от болезней). Все христианские целители осознают ограниченность своих возможностей; они не пытаются вырастить новые зубы взамен удаленных или мгновенно сращивать сломанные кости.

Молиться об исцелении, отвергая медицинскую помощь, — это все рав­но, что молиться об урожае, отказываясь при этом пахать и сеять.

Г. "Языки" и "истолкование языков" (1 Кор 12:10)

Это дар говорить на иностранном языке, которым говорящий не владел. Истолкование языков - это сверхъестественная способность переводить с неизвестного языка на язык, понятный аудитории. Первое явление дара языков было в день Пятидесятницы (см. Деян 2:4-12). Обратите внимание: апостолы говорят на реально существующих земных "наречиях" (Деян 2:6.8).

Дар говорения на известных языках был дан с двоякой целью: сообщить Божью истину и удостоверить (в первую очередь иудеев) в истине Благой Вести (1 Кор 14:5, 21-22). Коринфская община злоупотребляла этим да­ром, поэтому апостолу Павлу пришлось установить строгий порядок го­ворения на языках в собрании: "...говорите двое, или много трое, и то по­рознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви..." (1 Кор 14:27-28); женщинам вовсе не разрешено было говорить на языках (14:34); пророчество имело приоритет перед говорением на языках (14:28-33).

Языки, не поддающиеся истолкованию, особенно личный молитвенный язык, бесплодны (1 Кор 14:14) хотя бы потому, что даже тот, кто молится, не знает, о чем он просит. Следовательно, лучше "молиться... умом", то есть на том языке, который понятен молящемуся.

Некоторые пятидесятники учат, что дар языков есть необходимый признак крещения Духом. Это неверно — все верующие крещены духом Святым (1 Кор 12:13), но не все говорят языками (12:30).

Д. Дар благовестника, или евангелиста (Еф 4:11)

Это способность ясно и убедительно излагать Благую Весть. Дар еван­гелиста предполагает путешествия, чтобы охватить проповедью большее число людей; сама проповедь может быть как публичной, так и частной. В то же время каждый христианин, как имеющий дар благовестника, так и не имеющий, должен свидетельствовать Благую Весть.

Е. Дар пастыря (Еф 4:11)

Это способность пасти народ Божий, заботиться о нем, давать верую­щим духовную пищу и защищать их от духовных опасностей. В Еф 4:11 пастыри названы также "учителями", а в Деян 20:28 - "блюстителями".

Ж. Дар служения (Рим 12:7; 1 Кор 12:28; Еф 4:12)

Это способность помогать или служить в самом широком смысле этого слова.

3. Дар учителя (Рим 12:7; 1 Кор 12:28; Еф 4:11)

Это способность объяснять людям Божью истину. Иногда этот дар дает­ся вместе с даром пастыря, а иногда - отдельно.

И. Дар веры (1 Кор 12:9)

Это способность доверять Богу в конкретных нуждах. Каждый верую­щий должен ходить верой и каждый имеет какую-то веру; однако не все обладают даром веры.

К. Дар увещания (Рим 12:8)

Дар увещания — это способность ободрить, утешить и предостеречь.

Л. "Различение духов" (1 Кор 12:10)

Это способность отличить истинное откровение от подделок. Этот дар был особенно важен в то время, когда канон еще не был завершен и Бог давал Свое откровение в устной форме.

М. Дар благотворения (Рим 12:8)

Как и дар служения, это в первую очередь способность оказывать по­мощь нуждающимся, скорбящим и больным.

Н. Дар раздаяния (Рим 12:8)

Это, по-видимому, способность щедро жертвовать то, что имеешь. Раздаватель должен совершать свое служение "в простоте" (Рим 12:8), то есть не рассчитывая на благодарность или, тем более, на какую-то личную вы­году.

О. Дар управления (Рим 12:8, 1 Кор 12:28)

Это способность управлять в церкви.

П. Знание и мудрость (1 Кор 12:8)

Это способность воспринять Божью истину и передать ее людям. В этом списке перечислены восемнадцать различных даров Духа Свято­го (некоторые из них соединены попарно). Все ли это? Нигде в Писании ничего не сказано о других дарах; а тех. что перечислены выше, по-видимому, достаточно для созидания тела Христова.

Как обнаружить и развивать свой Духовный Дар

В вопросе о дарах Духа нередко приходится сталкиваться с двумя край­ними точками зрения. Первая сводится к тому, что дары Духа были важны в эпоху основания Церкви, а сегодня Церковь нуждается в духовной зре­лости, а не в дарах Духа. Противоположная крайность приводит к такому выводу: пока ты не нашел в себе дар Духа, тебе рано начинать служение. По нашему мнению, ошибаются сторонники обоих этих позиций. Если Дух давал дары только при основании Церкви, как объяснить то, что Па­вел и Петр говорят о дарах Духа (см. Еф 4:7-16 и 1 Пет 4:10-11), обра­щаясь к христианам второго поколения? И если дары Духа необходимы Церкви не только при ее рождении, но и в ее дальнейшей жизни, то как мы можем утверждать, что Дух не дает их нам сегодня?

С другой стороны, если нельзя начать служение, не отыскав в себе дар Духа, то почему в Писании нет такой заповеди? Напротив, мы имеем запо­ведь "служить друг другу, каждый тем даром, какой получил" (1 Пет 4:10); апостол не говорит: "Сначала найдите в себе дар Духа, а потом служите". Ниже приводятся некоторые рекомендации, которые помогут читателю служить ближним и всему телу Христову "тем даром, какой по­лучил".

А. Составьте возможно более полный список своих способностей и дарований

Их можно разбить на три категории.

1. Врожденные дарования. Здоровье, сила, ум, способности к музыке или к языкам, точная координация движений, "золотые руки" — все это (и многое другое) дает человеку Бог.

2. Приобретенные знания, умения и навыки. Это умение готовить или шить, водить машину, играть на музыкальных инструментах, владеть иностранным языком и т.п. Тем, кому эти умения кажутся чем-то само со­бой разумеющимся, напомним: далеко не все люди (в силу обстоятельств их жизни, рождения или воспитания) могут их приобрести.

3. Дары Духа Святого. Это те дары, которые можно употребить для служения в теле Христовом. Верующему полезно знать все те различные способности, которыми наделил его Бог. Иначе говоря, ему следует соста­вить список всех своих способностей; это уже поможет ему найти ту об­ласть служения, где он будет наиболее полезен.

Б. Развивайте свои способности, чтобы употребить их для служения

Мы знаем, что талант можно и нужно развивать; чтобы навык не ослаб — нужно практиковаться. Это относится и к дарам Духа. Тот, кому Духом дан дар учительства, должен сам многому научиться, прежде чем учить других. Если вы от рождения одарены способностью к общению, умением говорить с людьми, то и этот навык можно развить в ходе обучения; и, ко­нечно же, всякий учитель должен знать содержание своего предмета.

Если кто-то предполагает, что у него есть дар раздаяния, тогда он дол­жен научиться благоразумно применять его, чтобы быть хорошим служи­телем (1 Кор 4:2). Бог дает способность быть щедрым; но в то же время всякое серьезное служение раздаяния требует хотя бы минимального зна­ния бухгалтерского учета и навыков финансовой дисциплины.

Дар благовестия в первохристианской церкви предполагал не только проповедь Благой Вести, но и путешествия в дальние края. Для этого нужно иметь хорошее здоровье, чтобы суметь жить и проповедовать Еван­гелие в разнообразных, нередко суровых бытовых и климатических усло­виях.

Тот, кто имеет дар увещания, должен досконально знать Библию (а из­учение Библии потребует большого труда). Увещание ценно и полезно лишь тогда, когда оно основано на библейских принципах.

В. Будьте активны в служении Господу

Чтобы найти в себе дар Духа, нужно проявить активность. Дары Духа открываются на практике и развиваются в ходе практического служения. Не пренебрегайте ни одной возможностью служения, даже если вам ка­жется, что это не соответствует вашему дару. Может быть. Бог хочет от­крыть вам новые способности, неизвестные вам самим.

Неизвестный вам дар Духа может неожиданно открыться в ходе служе­ния. Когда мы впервые встречаемся с Филиппом, он занят "в ежедневном раздаянии потребностей" (Деян 6:1) вдовицам. Вряд ли Филипп долго раз­мышлял, есть ли у него специальный дар для этого, - он служил там, где это требовалось. Филипп оказался верным, и тогда Бог поставил его благовестником: Филипп проповедовал в Самарии (см. Деян 8:5-8), а впо­следствии обратил ко Христу евнуха, придворного вельможу эфиопской царицы. Во времена проповеди Павла он уже известен как "Филипп благовестник" (Деян 21:8); но прежде чем стать благовестником, он был помощ­ником вдовиц.

Нечто подобное случилось и в жизни Стефана. Сначала он был избран вместе с Филиппом "пещись о столах" (см. Деян 6:2-6). Но он был также исполнен веры (Деян 6:5) и вскоре стал великим свидетелем Христовым (см. Деян 7:1-53). Он был верен в порученном ему служении, и Бог от­крыл в нем другие дары.

Давайте проведем параллель между дарами Духа и теми заповедями, которые даны всем верующим; это наглядно продемонстрирует, что мы все должны служить, независимо от того, открыли ли мы в себе дар Духа.

ДАРЫ ДУХА СВЯТОГО

(каждый дар дан лишь некоторым верующим)

ЗАПОВЕДИ

(каждая заповедь дана всем верующим)

1. Дар служения

1. Служите друг другу (Гал 5:13)

2. Дар увещания

2. Увещевайте друг друга (Евр 10:25)

3. Дар вспоможения

3. "Каждый уделяй..." (2 Кор 9:7)

4. Дар учительства

4. "Итак, идите, научите все народы..." (Мф 28:19)

5. Дар милосердия

5. Будьте добры друг ко другу (Еф 4:32)

6. Дар веры

6. Ходите верою (2 Кор 5:7)

7. Дар благовестия

7. "...Будете Мне свидетелями" (Деян 1:8)

Таким образом, всем нам заповедано служить Господу; если вы верно соблюдаете эти заповеди, то это поможет вам обнаружить и свой особый дар.

Г. Стремитесь служить Богу во всем, что вы делаете

Посвятить себя служению в теле Христовом гораздо важнее, чем обна­ружить свой духовный дар прежде, чем вы начнете совершать служение в теле Христовом. Отрывок о дарах в Послании к Ефесянам (Еф 4:7-16) Павел предваряет словами: "...умоляю вас поступать достойно зва­ния, в которое вы призваны..." (Еф 4:1). Прежде чем рассказать коринфя­нам "о дарах духовных" (1 Кор 12:1), он призывает их посвятить себя слу­жению и освящению (1 Кор 3:16, 6:19-20; 10:31) То же самое мы видим и в Послании к Римлянам: рассуждению о духовных дарах в двенадцатой главе предшествуют слова: "Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего..." (Рим 12:1). Тот, кто этого не сделал, никогда не откроет в себе всех даров Божьих и не сможет развить в пол­ную силу то, что он открыл.

Категория: Пневматология | Добавил: dimon-1 (2011-04-09)
Просмотров: 3482 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: